Итак, согласно изменениям, вот уже полгода внесенным в правила биатлона: «Биатлон – вид спорта, сочетающий лыжную гонку и прочие формы передвижения со стрельбой из малокалиберной или (внимание!) пневматической винтовки».
Таким образом программа, запущенная СБР в 2010 году и долгое время поддерживаемая лишь самим Союзом и энтузиастами на местах, обрела, наконец, законную основу и трактовку. С 9 января текущего года все, кто регулярно тренирует навыки передвижения на лыжах (лыжероллерах) и стрельбы из пневматической винтовки, занимается не «факультативным приложением», не «введением в…», а именно биатлоном – таким же полноценным, каким является биатлон с использованием малокалиберного оружия. Сколь бы не кривились скептики – с этим теперь стоит считаться. То, что по пневматическому (или газобалонному, которое предпочитают некоторые) биатлону не проводят чемпионатов мира – это, во-первых, лишь пока (давно ли биатлонисты официально признали, например, лыжероллеры?), а во-вторых, именно пневматика делает биатлон ближе и доступнее детям, за которыми, как известно, будущее (и не одного только биатлона).
Пневматический биатлон активно развивается в России, как было сказано, с 2010 года, но до сих пор в его правилах сохраняется немало дискуссионных тем. Выработке единых положений, рекомендаций, унификации матчасти, а также многому-многому иному и был посвящен трехдневный семинар-совещание, прошедший 25–27 мая на базе «Чайка» в Смоленской области – стратегическому центру пневматического биатлона в нашей стране.
За семь лет, в течение которых действует программа СБР по поддержке и пропаганде пневматического биатлона (за это время в школы и секции было бесплатно роздано более 2000 винтовок), изменилось очень многое, пусть большинство болельщиков этого и не заметили. Да, не во всех регионах начинание имело успех. До сих пор есть территории и школы, категорически отвергающие саму идею пневматической винтовки в биатлоне, считая, что «отвлекая» детей на пневматику, тренеры прививают им не те функции. Аргументы о том, что по этому же пути уже давно идут Германия, Италия, Австрия, Норвегия (в этих странах детей до 14 лет обучают почти исключительно на пневматике) и еще ряд заметных биатлонных держав, не действуют. Рассудит, как водится, время. Оно уже многое показало. Сама модель пневматической винтовки от базовой МР-61 эволюционировала во вполне достойные образцы. При этом тренеры, знакомые с темой не понаслышке, подтвердят – именно с этой винтовкой детям удобнее всего отрабатывать начальные навыки прихода на огневой рубеж и ухода с него, а также изготовки к первому выстрелу. Более того, многие из тех, кто прошел школу пневматической винтовки, быстро и совершенно безболезненно переквалифицировались на малый калибр, и тренеры, работавшие с ними при этом переходе, подтвердят – прошедшие сито пневматики гораздо более благодатный исходный материал, нежели те, с кем приходится работать «с нуля».
Следующий момент – за прошедшее время сложился вполне насыщенный календарь соревнований. Турнир «Снежный снайпер» давно успел перерасти даже межрегиональные рамки, а «Открытый Кубок Московской области» стал не просто международным турниром, но был официально поддержан IBU. Главы региональных федераций – Алексей Нуждов (Московская область) и Юрий Векшин (Смоленская область) – и многие другие сумели придать движению пневматического биатлона подлинную массовость. В Смоленской области (области отнюдь не богатой и не идущей по возможностям ни в какое сравнение с Тюменью, Красноярском или Ханты-Мансийском) секции пневматического биатлона действуют в большинстве районов (это порядка двухсот регулярно посещающих секции), а число занимающихся пневматикой в Подмосковье давно перевалило за 400 – цифра немыслимая для малокалиберного биатлона.
Участники семинара, прошедшего на «Чайке», особо подчеркивали, что развитие и совершенствование пневматического оружия сказывается и на технике стрельбы подростков. Если на начальных этапах стрельба на огневых рубежах велась почти исключительно «с упора», то сейчас до 80% детей стреляют «с ремня». Активно обсуждалась техническая возможность разрешить на соревнованиях по пневматическому биатлону частичную переноску оружия (для начала – в пределах прихода на огневой рубеж и ухода с него) для возраста 12–14 лет, а соревнования возрастной группы 14–16 уже в этом сезоне предполагается проводить с его полной переноской. Присутствовавший на «Чайке» вице-президент СБР Вадим Мелихов рассказал участникам семинара о тонкостях и возможностях пневматики перерасти рамки «школьной программы» и стать доступным для всех возрастов – это уже в ближайшей перспективе способно увеличить число занимающихся биатлоном на 50 и более процентов по сравнению с нынешним числом.
Рекомендации, выработанные на семинаре, будут официально оформлены и переданы в СБР для доработки и рассмотрения на Правлении, Исполкоме и тренерском совете Союза.
Константин Бойцов