Губерниев бьет кучно, но не по месту
По рейтингам телевизионных просмотров биатлон занимает второе место после футбола,
потому что: а) он зрелищный, б) у нас всегда были сильные биатлонисты, в) расписать достоинства биатлона всегда старался Дмитрий Губерниев, любимый болельщиками спортивный комментатор, честь ему за это и хвала.
Но, популяризируя биатлон и привлекая детей, он, вероятно, не думал, что это очень дорогой вид спорта и заниматься им практически негде.
Биатлонные комплексы в нашей стране можно пересчитать по пальцам. В Москве и Подмосковье, например, нет вообще ни одного. Есть только тренировочное биатлонное стрельбище в Пушкино, в детско-юношеской спортшколе. А больше московским и областным биатлонистам негде ни тренироваться, ни соревнования проводить.
Да даже если бы было где, денег биатлонисту все равно нужно очень много. О чем говорить, если один патрон для спортивной мелкашки стоит 9 рублей. Винтовка — 100–120 тыс. Лыжи — несколько пар по 20–30 тыс. каждая. Плюс палки, ботинки, смазка, лыжероллеры и — самое затратное — сборы и спортивные лагеря.
В советские времена все это юные спортсмены получали в спортшколах. Но в нынешних наших спортшколах организовать занятия биатлоном так, как они были организованы при социализме, абсолютно нереально. Обеспечить необходимые условия можно лишь единицам. А запрос на биатлон очень большой. Потому что популярный вид спорта. Раскрученный.
Азарт приходит во время стрельбы
Развитием видов спорта занимаются федерации этих видов.
Федерации — общественные организации. Своя федерация есть в каждом регионе.
Федерация биатлона Московской области — это около 50 тренеров и директоров спортшкол.
До 2015-го ее президентом была Анфиса Резцова. Всю энергию она направляла на то, чтоб максимум средств, выделяемых в области на биатлон, получали две ее дочери. При этом на чемпионатах России подмосковная сборная оказывалась в лучшем случае во втором десятке.
Количество занимающихся биатлоном в области падало. Тренеры из практиков превращались в теоретиков.
В 2014-м Резцова перевела дочерей из подмосковной сборной в сборную ХМАО. В 2015-м президентом областной федерации выбрали уже не ее, а Алексея Нуждова, учредившего несколькими годами ранее детский любительский клуб лыжных гонок и биатлона — небольшой, но для области довольно успешный.
«На тот момент биатлоном в области можно было заниматься в четырех спортшколах, — рассказал он «МК». — Я по всем проехал. Картина везде такая: стадион, бежит стайка детей. Тренеры говорят: это баскетболисты. Бежит вторая стайка: это футболисты. Третья — дзюдоисты. Четвертая — биатлонисты. Так у них проходят все тренировки. Записался ребенок на биатлон, месяц побегал по стадиону, второй. А когда будем стрелять? А это когда 14 лет тебе исполнится, да когда в лагеря поедем, да когда винтовки будут… Ну, он побегал и бросил. Понял, что никакого биатлона не будет».
Перед федерацией стояла задача: при минимальных финансовых вложениях выстроить систему, позволяющую всем желающим детям заниматься биатлоном.
Поначалу она казалась нерешаемой. Помог Вадим Иванович Мелихов, член правления Союза биатлонистов России. Выделил из запасов СБР двадцать пневматических винтовок МР-61 и посоветовал попробовать развивать пневматический биатлон.
МР-61 выпускает «Ижмаш» специально для подростков. Винтовки недорогие — в магазине стоят 4 тысячи. Конечно, тугие, со множеством технических недостатков.
Тренеры по биатлону отнеслись к ним скептически. Они хотели тренировать настоящих биатлонистов с настоящим оружием.
Тогда федерация в порядке эксперимента раздала винтовки тренерам по лыжным гонкам. Пусть дети у них не только бегают, но и стреляют для разнообразия.
А лыжникам вдруг понравилось. Загорелись: переходим в биатлон! Родители стали сами покупать им винтовки — чтоб были свои, личные. Нашлось отпочковавшееся от «Ижмаша» предприятие, которое делает для МР-61 диоптрические прицелы, антабки, переносные ремни, деревянное ложе, как у спортивных мелкашек, утяжелители, улучшенные спусковые механизмы.
Родители принялись эти детали заказывать, устанавливать. Вошли в азарт. Особенно папы.
Глядя на лыжников, к пневматике потянулись тренеры биатлонных отделений спортшкол. Идеалисты продолжали впустую мечтать о боевом биатлоне, а реалисты начали переключаться на тренировки с МР-61. Лучше так, чем никак.
Стало понятно, что пневматика востребована. Она может заменить боевое оружие младшим и средним возрастам. Тем более, для них проводится чемпионат России по пневматическому биатлону «Снежный снайпер», учрежденный Союзом биатлонистов несколько лет назад.
Если там победить, станешь чемпионом России. Это круто. Есть к чему готовиться. Ради чего тренироваться.
Будущие олимпийские чемпионки.
Эстерсунд с Рупольдингом в Павловском Посаде
Право поехать на «Снежный снайпер» завоевывается на отборочных соревнованиях. Поэтому федерация сразу спланировала календарь Кубка области по пневматике: 2 летних старта и 5 зимних для возрастных групп 10–12 и 12–14 лет.
Где проводить отборы? Выбрали Павловский Посад, поскольку в местной спортшколе собрались самые энергичные тренеры. Они сами и построили первое в Московской области пневматическое биатлонное стрельбище.
Федерация дала денег на фанерные щиты и подарила 20 мишенных установок. Все остальное тренеры делали своими руками. Варили металлические каркасы для щитов, красили, ровняли, наводили красоту — вешали флаги, плакаты, растяжки. Чтоб все было по-взрослому. Как в Эстерсунде и Рупольдинге.
Первый тур Кубка области по пневматическому биатлону прошел в Павловском Посаде полтора года назад. На него заявились 50 участников.
Местное телевидение показало репортаж. На сайте федерации в тот же вечер были вывешены протоколы, фото соревнований и рейтинг личного и командного первенств.
Увидев такой успех, ДЮСШ по зимним видам спорта в Химках тоже захотела провести у себя тур Кубка. Пневматическое стрельбище и там было построено собственными руками. Количество участников областных соревнований выросло до 150 и продолжало расти — прежде всего потому, что они получали освещение на местном телевидении. Азарт, дети, флаги, винтовки, мишени. Картинка как с Кубка мира.
На сегодня по пневматике в области результаты такие.
Полтора года назад на областных соревнованиях по пневматике выступали полсотни участников от 4 спортшкол. Этим летом — 22 команды от 12 отделений спортшкол.
Полтора года назад в области не было ни одного пневматического стрельбища. Сейчас они есть в Павловском Посаде, Химках, спортшколе «Истина» — это Истринский район, Чулкове, Протвине, Старой Купавне, поселке Цюрупы, и строятся еще два — в Дмитрове и Орехове-Зуеве.
«Если сегодня нам скажут: «Покажите своих биатлонистов», мы построим пятьсот человек с пневматическими винтовками в возрасте от 9 до 15 лет, — уверены активисты подмосковной Федерации биатлона. — Представляете такую картину?»
Нужны металл, фанера и руки
Уникальность истории про пневматический биатлон в Московской области в том, что все здесь делается своими силами.
Государственные структуры никакого участия в развитии пневматического биатлона не принимали и не принимают. Никто не утверждал для него «целевой программы», не выделял бюджетных средств, не назначал ответственных, не составлял планов и не контролировал исполнение.
Система детского массового спорта в одном отдельном виде — пневматическом биатлоне — динамично и эффективно растет снизу, а не строится сверху властями, как это у нас бывает обычно.
Абсолютно новый опыт. Новый подход к развитию детского спорта: не сверху, а снизу. Причем даже не на фундаменте, оставшемся с советских времен, а практически на пустом месте.
Конечно, в очень большой степени это возможно потому, что пневматические стрельбища недорогие и на них не требуется разрешений. Нужны только металл, фанера и руки.
В федерацию обращаются директора спортшкол: «Хотим открыть у себя отделение пневматического биатлона, помогите». Федерация говорит: «Можем дать мишенные установки — 20 штук, например. И еще десять винтовок. Но только после того, как построите стрельбище. Ищите участок земли, привязанный к лыжной трассе, металл, фанеру. Скидывайтесь. Может, глава администрации что-то подкинет. И стройте».
Таким путем построены все стрельбища для пневматического биатлона в Московской области.
Примечательно, что главы администраций почти всегда помогают. Денег у них нет, но они могут прислать технику — грейдер, например. Дать помещение под раздевалки. Выделить стройматериалы из запасов. Некоторые даже сами приходят поработать на стройке, когда понимают, что здесь не пустой треп, а реально делается что-то нужное для детей.
Федерация биатлона МО следит, чтоб все стрельбища строились по единому стандарту. Чтоб высота и ширина коридоров были у всех одинаковыми. Чтоб все было чисто, красиво и выглядело как настоящие боевые биатлонные стрельбища, а не как доморощенные тиры.
Но если стрельбище для пневматики своими силами построить можно, то лыжероллерную трассу уже никак. Слишком дорого. А для летних тренировок она необходима.
В Московской области нет лыжероллерки, которая подходит детям от 10 до 14, — с простеньким рельефом. Просить, чтоб подмосковные власти построили? Бесперспективно. Годы уйдут.
Чтоб быстро решить проблему, федерация нашла место сравнительно недалеко от Подмосковья, где такая лыжероллерка есть, — город Пестово Новгородской области. Там сильная лыжная школа, у жителей отношение к подмосковным детям прекрасное.
Пневматическое стрельбище построили, как обычно, общими усилиями и своими руками. Вписали его в лыжероллерку, сделали огневой рубеж, штрафной круг.
Первые соревнования в Пестове прошли в этом году в конце июля. Болел весь город. Три дня зрители ходили на стрельбище как на работу, потому что не было в городе ничего азартнее и интереснее.
Приезжали даже губернатор Новгородской области и спикер региональной Думы. Впечатлились. В результате развитие биатлонного комплекса в Пестове было поручено курировать первому вице-губернатору. Деньги Новгородская область вкладывать не будет, но выделит землю под спортивное общежитие и проложит коммуникации. И будет отличная база спортивных сборов для подмосковных детей-биатлонистов.
3000 винтовок выстрелили в 25 регионах
Программа развития пневматического биатлона была принята, когда президентом СБР еще был Михаил Прохоров.
«Мы бесплатно раздали во все регионы 3000 пневматических винтовок. Где-то это дало толчок, где-то нет, — рассказал «МК» Вадим Мелихов. — На всероссийские соревнования сейчас выставляют команды 25 регионов. Московская область — передовики. У них нет ни одного нормального стрельбища за исключением тренировочного в Пушкино, но зато около десяти пневматических. Они оборудуют их так же, как настоящие. Это создает состязательный настрой и привлекает».
Привлекательность позволяет занять детей, приучить к физическим нагрузкам, отвлечь от компьютерных игр. Кроме того, расширяются возможности выбора сильнейших ребят, которые в 13–15 лет перейдут на боевое оружие.
«Функциональная подготовка в пневматике такая же. Соревновательный опыт тот же. Базовые навыки стрельбы и обращения с оружием такие же, — считает Александр Куракин, главный тренер по биатлону Центра олимпийских видов спорта МО. — Спортсмены мирового класса тренируются с пневматикой в межсезонье. Из пневматической винтовки, кстати, сложнее стрелять, чем из мелкокалиберной. Так что это хорошая школа».
Благодаря тому, что в области два года развивается пневматика, расширилась и скамейка кандидатов в «настоящую» сборную по биатлону. Раньше надо было ждать первые соревнования с оружием в 14 лет, чтоб выделились сильнейшие. А сейчас федерация видит тех, кто среди сверстников наиболее конкурентоспособен, уже с 10 лет.
Увеличилась конкуренция, выросло качество сборной региона в младших возрастах. Пока только в младших, потому что Федерация биатлона МО стала выстраивать систему подготовки спортсменов по-новому всего два года назад. Но результаты уже налицо.
Юноши и девушки среднего возраста (15–16 лет) в сентябре выиграли в командном зачете летнее первенство страны по боевому биатлону. Почти все они пришли из пневматики. А ведь до этого область выше десятого места не поднималась ни в каких возрастах.
С 18 до 21 года они будут юниорами. Это значит, что через 2 года у области будет сильная юниорская сборная. И юношеская тоже будет сильная. Ее будущий состав подрастает сейчас на пневматике.
«Все наши дети — жители Московской области, — с гордостью говорят в Федерации биатлона МО. — Они с детства здесь тренировались, мы их вырастили с нуля. Из других регионов мы никого не приглашаем и не будем приглашать. И никаких двойных зачетов. Это бред — тратить бюджетные средства региона на спортсменов из других регионов. Такая тактика просто убивает вид спорта».
■ ■ ■
Есть массовый детский спорт, и есть детский спорт — элитный.
Задача массового спорта — растить здоровых детей. Задача элитного детского спорта — готовить базу большого спорта.
В элитный спорт приходят из массового. Массовый детский спорт должен быть доступным и привлекательным.
Элитный детский спорт, наоборот, дорогой. Затратный и по деньгам, и по усилиям.
Без помощи государства элитный детский спорт не вытянуть.
А вот массовый спорт отлично может обойтись без государственного руководства. Рассказанная здесь история про биатлон в Московской области — наилучшее тому доказательство.
Почти все можно сделать своими руками. Власть на местах почти везде готова помочь — техникой, помещением. Но делать надо самим. Потому что это надо нам — для наших детей. Таким должен стать спорт будущего — для нашего будущего.