Двукратная олимпийская чемпионка Ольга Медведцева – о том, что ее возмущает в массовых переходах российских биатлонистов на Украину и в Беларусь.
Настя Калина теперь будет радовать белорусских болельщиков. Фото: biathlonrus.com
Переходы российских биатлонистов в соседние страны – уже печальная тенденция. Только в последние годы на Украину уехали Наталья Бурдыга, Дмитрий Русинов, Ольга Абрамова, сестры Белкины, Мария Панфилова и другие, в Беларусь – Александр Бабчин, Надежда Писарева и теперь вот Анастасия Калина.
Все эти истории понятны: пробиться в сборную России очень сложно, а выступать на Кубке мира хочется всем. Вот и ищут спортсмены лазейки в виде других команд, где заведомо меньше конкуренция. Тем не менее, каждый переход вызывает бурю эмоций – как у регионов, которые готовят биатлонистов и вкладывают в них средства, так и у Союза биатлонистов, который юридически бессилен воспрепятствовать этому мощному потоку «беженцев».
Впрочем, не все уходы воспринимаются болезненно. А лишь некоторые, где интриг больше, чем в аргентинском сериале.
Павел Копачев поговорил с двукратной олимпийской чемпионкой Ольгой Медведцевой, во времена которой тотальных побегов не было.
– Честно говоря, вся эта истерика по поводу последних переходов российских биатлонисток на Украину и Беларусь немного напрягает. Напрягает, что люди в комментариях защищают спортсменов и не видят другой проблемы – чисто человеческой, которая, на мой взгляд, первостепенна.
Я не против переходов и как спортсменка их понимаю: пробиться в основу сборной России сложно. Не всем хватает терпения, характера, таланта. Вопрос – не ПОЧЕМУ уходят, а КАК это делают.
Я вот вспоминаю, с каким скандалом Маша Панфилова перебралась на Украину. Все эти истории про «разбитые трассы и рваные коврики» – отговорки. А на моей памяти другое: как Леонид Саныч Гурьев возился с Машей с «нуля», учил ее азам, и даже после рождения ребенка в 2011-м взял ее в резервный состав. А ведь тогда она была никто – просто чемпионка Универсиады, где, все мы знаем, выступают не первые составы и даже не вторые. Зная Леонида Саныча, который в Тюмени делает все для своих девчонок, можно было иначе расстаться: просто сказать «спасибо» и хотя бы поставить человека в известность.
Вот мне никто не помогал с няней. Или может Зайцевой помогали? Тоже нет!
Сейчас история с Настей Калиной, которая втихаря уехала в Беларусь. Там заранее ей паспорт сделали, заявили в команду… А ведь подробности некрасивые: Союз биатлонистов, когда спортсменка была беременной, помогал деньгами, решали вопрос с няней, понимая, как тяжело возвращаться в спорт, имея на руках малыша. Вот мне никто не помогал с няней. Или может Зайцевой помогали? Тоже нет! И никто не просил – даже в мыслях такого не было.
Видимо, поколение такое: нужно все и сразу, побыстрее, чтобы сильно не устать. Причем многие еще ставят условия, не имея заслуг ни перед регионом, ни перед государством. Я понимаю: выиграл медаль Олимпийских игр, можешь надеяться на улучшение жилищных условий, какие-то премии. И то – ключевое слово «надеяться». В Норвегии или Швеции чемпионы вообще ничего не получают. Ни-че-го! Люди бьются за медали, за гранты, за свое имя. А у нас квартира для многих чуть ли не условие перехода: а много ли простым людям квартиры дают?
Такие вещи надо ценить. Слава богу, что спортсмены могут зарабатывать, обеспечивать себя – но я считаю, спорт должен быть на первом месте. Ты выступаешь за страну, за идею (да-да, я выросла во времена октябрят, пионеров и комсомольцев), а не за деньги, квартиры или машины.
Поэтому, когда я слышу: «вот у меня не было шансов пробиться в основу» – ну так ты сначала покажи и докажи, что можешь! Ведь ни Панфилова, ни Калина даже не попытались пробиться в олимпийскую команду. Или еще аргумент: «вышла замуж и уехала». Зайцева вон тоже замужем была за иностранцем, но почему-то по сей день выступает за Россию. Или Пуаре – один за Францию бегал, другая – за Норвегию. И счастливы были.
Если уж решился (решилась) на переход, можно его мудро обставить: прийти к тренеру или руководству, честно рассказать… Я не знаю, как бы все отреагировали, но так человечно и правильно. А исподтишка что-то делать, не выходить на старт под разными предлогами – в моей голове это не укладывается.
Как не укладывается и другой аргумент в интернете. Мол, Россия жадная, не отпускает спортсменов. А давайте посчитаем – мы же это так любим в комментариях – деньги (налогоплательщиков, кстати), которые государство потратило на подготовку Калины? Сборы, проживание, питание, экипировка, перелеты-переезды… А теперь перспективная спортсменка упорхнула в Беларусь, которая быстро решила вопрос с паспортом.
А давайте посчитаем деньги – налогоплательщиков, кстати, которые государство потратило на подготовку Калины?
Дело-то не в жадности, а в логике и справедливости.
И таких прецедентов много. Значит, Международной федерации стоит задуматься: раз есть недовольные (в данном случае – Россия, у которой всегда было и будет много спортсменов, а сборная одна), то нужно решать проблему. Возможно, стоит сделать компенсации: такая-то сумма – для спортсмена первой сборной, другая сумма – для спортсмена молодежной команды. По крайней мере, будет цивилизованный диалог между странами.
Я понимаю, что в сборной 6-8 мест, а претендентов в три раза больше. Но если что-то не получается, то развернуться и уйти (а подчас, уйти еще и некрасиво) – слишком простой и легкий путь. В наше время перебраться даже в другой регион считалось предательством. Меня так воспитали. И сейчас есть примеры спортсменов экстра-класса, которые ведут себя сверхдостойно: у нас, в Красноярском крае, наверное, не самые большие зарплаты и бонусы, но Женя Устюгов (олимпийский чемпион, на минутку) никогда ничего не просит, а просто работает и доказывает свой высокий уровень.
Вот с таких и надо брать пример.