"Говорим о юношеском биатлоне" Вадим МЕЛИХОВ – вице-президент СБР, заслуженный тренер России, многолетний технический делегат IBU, проектировщик и участник строительства и реконструкции почти всех биатлонных стадионов в России.
Вадим МЕЛИХОВ – вице-президент СБР, заслуженный тренер России, многолетний технический делегат IBU, проектировщик и участник строительства и реконструкции почти всех биатлонных стадионов в России.
- То что случилось в последние 15-20 лет с нашим детским и юношеским спортом привело к тому что в стране сейчас не существует ни единообразной системы хозяйствования в этом вопросе, ни четкой перспективы развития. С одной стороны, пишутся государственные программы развития и поддержки, с другой – на местах все отдано на откуп муниципалитетам, которые вопросы большинства детских спортивных школ решают по остаточному принципу. Называя вещи своими именами – картина на местах просто страшная. И при этом во многих регионах трудятся немало тренеров-патриотов (по другому их просто нельзя назвать), которые работают несмотря ни на что. Нужно (совершенно остро необходимо) чтобы органы центральной федеральной власти инициировали создание и поддержку таких школ – ибо без их вмешательства и контроля разрешительная система может убить любую инициативу, будь то строительство школы или стадиона или финансовая поддержка детских тренеров. Вот совсем недавно были с Анатолием Алябьевым в Вологодской области. Там во многих райцентрах и даже деревнях люди готовы лично участвовать и поддерживать создание детских биатлонных секций, но инициатива все равно должна идти сверху – люди должны получать от разрешительной системы объект, поскольку сами инициативно создать и организовать практически ничего не могут – нужно документальное обоснование. Как было прежде? В областном центре существовал центр и на местах функционировали отделения. Был охват, была масса, могла работать селекция. К чему пришли – отделения заглохли и все стянули в центры. Количество занимающихся уменьшилось в разы. Сейчас пошла другая тенденция – создания комплексных школ, где непосредственно биатлоном занимается один, редко два, тренера. Велик ли толк в такой организации? В секциях может быть по 80-90 человек, но как будет с ними работать единственный тренер?
Второй важный фактор для развития детского спорта (не только биатлона) – это система физвоспитания в общеобразовательных школах. Абсолютное большинство занимающихся в секциях проходят в них после школьных уроков физкультуры. Вот задавался кто-нибудь вопросом – что за специалисты преподают детям в школе физкультуру. Мы в свое время этим вопросом занимались. Абсолютное большинство учителей физкультуры – так называемые «игровики» или «гимнасты», которым выход на свежий воздух «противопоказан». Вот пусть каждый из родителей обратит внимание – сколько раз его ребенок в течении учебного года встал в школе на лыжах. В большинстве случаев – раз 10 за весь учебный год получится. Это у нас – в стране где пол года зима.
Аналогичная ситуация с ФОКами. Отчеты о том сколько их построено – дежурный аргумент тех, кто возражает нашим претензиям на невнимание к лыжному спорту и биатлону. Но разве можно оперировать такими категориями? Сколько в стране сооружений и центров в которых созданы условия для занятий лыжным спортом и есть тиры? А ведь то что прежде называли «лыжная станция» - сооружение в разы более дешевое чем ФОК! Вот посмотрите на пример Тюменской области – в каждом более менее крупном населенном пункте должны быть созданы условия для занятий лыжным спортом. Уже более 100 таких центров функционируют. Опять же – все это в рамках программы утвержденной Губернатором и Правительством области. Но в большинстве регионов политика в области массовой физкультуры по прежнему основана на том – чтобы загнать народ в залы (в лучшем случае – в бассейны).
Вместе с тем, проблема существующих ныне лыжных и биатлонных секций состоит в том что тренеры слишком форсируют процесс. Я в данном случае говорю не столько об объемах, сколько о типах нагрузок. Предположим, в этом году в рамках юношеских турниров (16-17 лет) мы специально провели соревнование по ОФП. Картина, без прикрас скажу – жуткая. Простейшие нормативы – подтягивание, отжимание, многоскоки… Пять подтягиваний – для большинства – проблема. Больше половины вообще не знают что такое многоскоки. Или вот я упрекал нашу систему школьной физкультуры излишним увлечением играми. Увы, многие наши тренеры-энтузиасты ими вообще пренебрегают – а ведь это важный элемент гармоничного развития. До смешного доходит – лишь дорастая до уровня сборной юные спортсмены учатся играть в волейбол, баскетбол и так далее… А ведь все это – вопросы координации, ловкости и многого другого чего циклические виды спорта в полной мере не развивают. Я это без претензий, но тема наболела. Дети получают нагрузку на сердце на дыхательную систему – а что у нас с общим развитием? Мы ведь неспроста пришли к необходимости включать ОФП в программу юношеских и даже юниорских соревнований. И нам предъявляют претензии – мол, что вы нас ерундой заставляете заниматься – мы биатлонистов готовим или кого? Но все это далеко не шутки. Мы вообще намерены предлагать исключение из межрегиональных и общероссийских соревнований юношей и девушек стартов на лыжероллерах. Дети просто не успевают набрать должную силовую и специальную подготовку – а их уже ставят на ролики и гонят на результат. Ребята еще кросс хорошо не бегают а их уже на ролики ставят и заставляют бегать коньком. А ведь именно бег и ходьба всегда составляли базу функциональной подготовки – роллеры были вспомогательным инструментом. Парень-цыпленок еще ходить на лыжах толком не умеет, ручки-ножки плохо работают – а он уже карабкается в гору коньком. Про классический ход уже все забыли – а это классика подготовки! Конечно, нам начинают жаловаться – вот, это дополнительное оборудование и инвентарь, а у нас мазей не хватает, классических лыж не хватает и так далее… Одним словом, ищут объяснение, а не смотрят в суть работы. Но если в ногах нет силы – как ты толкаться будешь на трассе? А что помогает эту силу нарастить лучше чем классический ход? А техника отталкивания? А координация?... И только после этого переходим на конек! В общем, приходится применять очень сложные волевые решения. Я позволю себе напомнить – в каком возрасте Елена Исинбаева перешла в прыжки? В 12 лет – имея за плечами школу гимнастики. Я уверен, ее успехи в шесте во многом связаны с гармоничным развитием. Начни она сразу в легкой атлетике – великой прыгуньи могло бы и не быть.
Сейчас мы делаем большой упор на пневматику, на реанимацию соревнований «Снежный снайпер» - почти 2000 винтовок, закупленных на ИЖмехе уже раздали в регионы. Вопросы к оружию, конечно, есть – совершенствовать его надо, но народ пользуется. Винтовка пятизарядная, переносные ремни есть, антабка есть… Да, рычаг для перезарядки – не совсем наше. Но все это ведь первый шаг и даже часть навыков, которые прививает такая пневматическая винтовка – все равно немало. Еще раз подчеркну, рычаг – посторонний фактор, но давайте «отожмем» из того что у нас есть максимально возможную пользу, а о недостатках мы и сами все знаем и не забываем что в этом направлении надо работать. Дети получают возможность стрелять – дешево, как говорится, и сердито. Заметьте, кстати, что «Снежный снайпер» у нас проводится классическим стилем – и никто не возражает. Все это в конечном счете – для развития детей а не для того чтобы тренеры перед начальством о победах отчитывались. Победы придут – когда всесторонне развитые ребята повзрослеют. Мы ведь не за то чтобы все соревнования проводить только классикой, но давайте не будем о ней забывать! Участвуют ведь биатлонисты в лыжных соревнованиях, бегут классику и считают ее – для пользы дела. Что же нам самим мешает?
Еще один серьезнейший момент – оплата труда детского тренера. У нас сейчас доплачивают, увы, только за подготовку победителей и призеров крупных международных соревнований. А как спортсмен к ним приходит? Кто с ним работает 10-12 лет? Вот тренерам и приходится набирать огромные группы. Высока ли эффективность такой работы? И вот здесь мы снова упираемся в проблемы местных органов самоуправления. Я уже не говорю о том – откуда брать специалистов собственно биатлона. Вот приходит в детскую школу молодой выпускник ВУЗа. Что у него в дипломе написано? «Специалист по физической культуре» - в лучшем случае. И где здесь биатлон? Изучали в прошлом году – кто в стране готовит специалистов биатлона. Что выяснили? В спортивных ВУЗах страны есть десяток кафедр «теории и методики лыжной подготовки». И это, увы, максимум – чему ВУЗы способны научить будущего работника детской биатлонной школы. Сейчас как будто в Чайковском открыта кафедра со специализацией, в Ижевском госуниверситете появилась кафедра, в Смоленской академии… Но что при этом обнаруживается? Обнаруживается, что преподавать на этих кафедрах некому – нет специалистов с соответствующей квалификацией! Кто будет выпускать учебники, методические пособия, инструкции? СБР? СБР все на себя взять не может – наукой у нас занимаются учебные заведения. Народ хочет получить информацию, но откуда? Нужны специальные и регулярные занятия специалистов а не громоздкие семинары и «толстые» конференции, польза от которых часто сомнительна.
Я понимаю, что много тут наговорил и все сразу решить нельзя, но давайте пытаться – каждый на своем участке. Надеюсь, тренеры работающие с детьми и подростками меня услышат.